Когда появилось немного денег, я, вместо прежних «Смен» и «Зенитов», которые не удовлетворяли меня настолько, что я вообще избавился от них и сел на полную фотографическую диету на несколько лет, — сначала я приобрел более или менее приличный фотоаппарат. Пленочный, — поскольку бытовых цифровых еще не было в природе. И принялся снимать, как бы наверстывая бесцельно прожитые годы. Подавляющее большинство снимков, конечно, выкидывал, но некоторые любовно упаковывал в пластиковые альбомчики. Альбомчики пылились на антресолях, показать какой-нибудь снимок кому-нибудь из гостей практически не получалось: во-первых, на антресоли лезть, во-вторых — припоминать, в каком он именно альбомчике…
Но тут подошел сканер. И «выбранные места из фотографических походов» легли на его любовно протертое стекло. Каждый потянул мегов на 15–20, а емкость винчестеров тогда была не та, что сегодня, да и стоили они по-другому. То есть, стоили практически столько же, только тощее были раз в сотню. К тому же, надежность у винчестеров, как правило, велика, но всегда есть шанс нарваться на исключение. Я за свою компьютерную жизнь раза три нарывался…
О том, чтобы приобрести CD-писалку, и речи быть не могло: стоили они тогда, даже недорогие, заметно за килобакс. Пользуясь чем, некоторые компьютерно-сборочные фирмочки, пока еще «только для постоянных клиентов», организовывали записывающий сервис. То есть я звонил туда (дозваниваясь к окончанию второго часа), договаривался на один из дней будущей недели (на текущей все дни всегда были заняты), изымал из своего компьютера винчестер с картинками (туда же заодно добавлял тексты и кое-что из в разных местах добытых дистрибутивов) и ехал через всю Москву. Там, в подвале, стоял компьютер без корпуса, но с писалкой. Мой винчестер вставлялся, порой опознавался сразу, без колдовства, — после чего подвальным мальчиком нажималась волшебная кнопочка, в прозрачную коробочку закладывалась волшебная же болванка, и процесс начинался… Длился он не менее часа и через раз кончался неудачей. За испорченные болванки платил я…
Но время шло. Цена писалок упала до шестисот баксов, и, скинувшись с одним своим австралийским другом (московским выходцем, естественно), которого с ума сводили цены на софт в России, я приобрел свою первую. За шестьсот. Естественно — односкоростную, поскольку других тогда, кажется, не было либо в природе, либо в материальной досягаемости.
Фотки, впрочем, продолжали записываться заодно с текстами, иллюстрациями к ним и дистрибутивами программ: каждая сессия все еще попахивала колдовством, а ценою болванок пренебречь пока было нельзя.
Первую писалку сменила вторая, вторую — третья, на смену пленочной камере пришли одна за другою несколько цифровых (размер снимков которых поначалу и до одного мегабайта не дотягивал), винчестеры потолстели… Я начал пытаться записывать снимки отдельно, но дурные привычки прежних лет не позволили делать мне это достаточно педантично.
Короче, когда отобранных снимков накопилось за десять тысяч (в уменьшенных jpg-копиях они и на винчестере моем лежали, и в Сети, а оригиналы — только там, на компактах), а компактов с оригиналами — сильно за сотню, и я несколько раз тратил, отыскивая оригинал для печати, по два-три, а то и больше часов, а однажды даже вообще не смог отыскать оригинал, за который мне посулили сотню баксов, — я понял: единственное, что меня спасет — DVD-писалка и две недели на разбор и перекидывание фото-архива на DVD.
И я начал пытаться вникнуть в суть вопроса. Голова шла кругом: DVD-R, DVD+RW, DVD-RW, DVD-RAM… Hewlett-Packard, Pioneer, еще какие-то названия… Сведенья из Сети и журналов про обнаруженные ошибки, про возвращенные партии… Короче, впечатление складывалось, что пора покупать DVD-писалку еще не пришла, однако… Однако, по случаю познакомившись с одним этого дела фанатом, да еще при этом и хозяином небольшой фирмы, торгующей DVD-приводами и болванками и пойдя у него на поводу (чему очень сейчас рад, а его имени и названия фирмы не привожу, чтобы не обвинили в бесплатном рекламировании оных), я, во-первых, с изумлением узнал, что время полуторатысячебаксовых писалок безвозвратно кануло в Лету, что достаточно крутые модели стоят дешевле трехсот зеленых эквивалентов (за свой пятый «Пионер», в коробке и с софтом, я отдал, кажется, двести восемьдесят), что -RW не то лучше, не то спокойнее, чем +RW (тут как раз пришло объявление от Sony, что она выпустила писалку, совместимую как с плюсом, так и с минусом, но, нетерпение было велико, а этой волшебной шкатулки ни в Москве, ни на подходах к ней не обнаруживалось, и я решил ее и не ждать), что покупать следует только «Пионер», но что сегодня этот самый фанат-хозяин приобретать его не советует, поскольку вот-вот… с завтра на послезавтра, придет его новая модификация (в моей системе она прописана так: PIONEER DVD-RW DVR-105): по той же цене, но с удвоенной (по сравнению с предыдущей моделью, «тройкой») скоростью записи и перезаписи (х4 и х2) и без ряда ошибок и несовместимости. А пока предложил мне взять на прокат стодвадцатигиговый винчестер от WD, чтобы разместить на нем все мои фотки, которым судьба лечь несколько позже на переливающиеся поверхности DVD-блинчиков. Идея такого большого винчестера по цене тоже меньше трехсот баксов пленила меня, и я от прокатного варианта отказался в пользу приобретательного.
Поставив новый винчестер, я, весь перепачканный пылью веков, принялся в последний раз разбирать залежи компактов и к концу второй недели разобрал все, что было возможно: увы, из тех первых, подвальных, читалась едва ли половина, но по счастью на антресолях оказались бумажные оригиналы, и я их пересканировал. То есть, потерь оказалось в результате меньше процента. После чего стал ждать тех самых с завтра на послезавтра, оказавшихся на поверку со следующего месяца на чересследующий. Однако все свершилось до Нового года. Так что в праздники я писал! Заполнил восемнадцать болванок. Можно было б уложиться и в шестнадцать-семнадцать, если б я решился писать под завязку. Но это было неудобно со всех точек зрения: и риск размещения на окраине (кажется, преувеличенный), и разбитые по нескольким дискам альбомы.
Итак, архив состоялся и лег в щели специальной колонки в уголке стола, и я начал развлекаться.
Развлечений было два: копировать DVD-фильмы и создавать DVD-фотоальбомы.
Для создания последних к писалке прилагался программный пакет под названием Sonic MyDVD (он включает в себя еще и DVD-проигрыватель, и софт для создания собственных фильмов, но видео я не балуюсь, а DVD-кино смотрю, в основном, на стационаре или, в крайнем случае, пользуюсь полюбившимся Power DVD).
Вы выбираете цвет и рисунок поля, создаете на нем столько альбомов, сколько вам нравится (можно делать их суб-альбомами и размещать во что-то вроде папок-разделов: Италия, Франция, Германия и так далее), определяете, через какой интервал будут меняться фотографии и каким образом: просто ли, шторкой, вытеснением. Потом, если хотите, задаете, под какую музыку будет идти демонстрация вашего слайд-шоу. Файлы программа принимает самых разных форматов: для картинок и *.jpg, и *.tif, и *.bmp, для музыки — и *.wav, и *.mp3, и *.mid. Впрочем, два последние формата качество дадут худшее, чем первый, а места — после сборки, — займут столько же. Когда вы кладете в нужное место музыкальный файл, вам видно, сколько минут тянется он и сколько — будущее слайд-шоу этой папки. Пожалуй, единственное, что меня не удовлетворило в программе — отсутствие автоматического затихания музыки в конце альбома: она обрубается в самом неподходящем месте. Можно, конечно, заранее подготовить звуковой трек с затуханием, но это, согласитесь, еще та морока. Потом подготовленный таким образом фото-альбом (можно назначить, чтобы в области «данных» сохранялись оригиналы фотографий) запускается на компиляцию, которая даже на достаточно быстром компьютере вроде моего может занять часа четыре, и запись — нормальные полчаса, — и вы получаете совместимый с подавляющим большинством бытовых DVD-проигрывателей фото-фильм под музыку. От папки к папке переход происходит автоматически, между разделами можно гулять, как между пунктами меню в DVD-кино… Уж-жасно прикольно. Есть с чем пойти в гости…
Для собственно записи, перезаписи и копирования дисков к писалке прилагается пакет под названием Instant CD/DVD — что-то вроде известных пакетов для записи CD (забавно, что мой крякнутый последний Nero отказался работать с «Пионером», написав, что готов сотрудничать только с теми аппаратами, к которым идет в комплекте, и что следует купить за бешеные деньги какую-то особо полную версию; я перетоптался).
Итак, копирование DVD-кино. Просто выбираешь в меню пункт InstantCopy, вставляешь в один DVD-привод диск с фильмом, во второй — болванку (пока, увы, двухскоростную, потому что на двадцать шестое января я на Горбушке четырехскоростных еще не встретил), и нажимаешь кнопочку. Если второго DVD-привода нет — все произойдет несколько медленнее, через винчестер. Три подводных камня, с какими я столкнулся во время копирования.
Во-первых, есть защищенные диски, например, так захотевшийся г-ну Вильянову «Jesus Christ Superstar». Наверное, защиту поломать как-то можно, но надо искать какие-то специальные программы, ИМХО — не стоит труда…
Во-вторых, скопировать «как есть» можно только однослойный диск. InstantCopy не разделяет содержимое слоев на два диска, а просто пишет, что места недостаточно. Двухслойна же явно большая половина моих любимых фильмов. Я слышал, что двухслойных писалок не бывает и не будет, а при производстве делают две однослойные матрицы, а потом один слой накладывают на другой. Скорее всего, так оно и есть. Конечно, существует софт, который позволяет разобрать диск-источник на видео- и аудио-компоненты, а потом собрать его заново. Но дело это неэлементарное (хотя, конечно, не боги горшки обжигают) и пока свободного времени на эти puzzle я не выкроил. Может, на пенсии, когда буду мучительно раздумывать, чем бы заняться. Пока же я за время, которое потратил бы на обучение этим хитростям и их применение я заработаю денег, чтобы купить даже дорогой и легальный такой диск. Кстати сказать, не имеет смысла копировать и однослойные из тех, что есть у пиратов: болванка стоит практически столько же, сколько пиратский DVD: 120–140 рублей.
В-третьих, — мой DVD-проигрыватель от Sony некоторые (большинство) скопированные диски проигрывал с начала до конца, а в конце, когда, обычно, проигрывание замыкается на начальное меню, выкидывал табличку: «Диск загрязнен». И сам диск. С «Лебединым озером» Нуреева случилось еще хуже: там разделы располагались как-то нетрадиционно, и после предупреждения о наказании за кражу контента шло какое-то особое меню, на котором диск оказывался «загрязнен». Обойти это удалось, перепрыгнув с помощью навигатора сразу в контентный раздел, но, согласитесь… как-то… неаккуратненько.
Я позвонил продавцу-фанату, он склонен был списать дефект на Sony.
Это, собственно, и стало последним толчком к смене DVD-проигрывателя (и ресивера заодно). На следующую субботу я поехал на Горбушку и приобрел два совершенно волшебных аппарата от фирмы… вы правильно догадались: Pioneer.
Артефакты исчезли, а о волшебных аппаратах я расскажу в следующей статье.
Что же касается самой работы с DVD-писалкой — тут мне сказать совершенно нечего: работа происходит ровно так же, как с писалкой CD. Ну, разве чуть медленнее (не в смысле единиц информации в единицу времени, а в некорректном измерении времени на один диск), потому что, согласитесь, почти пять гигабайтов — это, как минимум, в семь раз больше, чем шестьсот пятьдесят.. ну — пусть семьсот! — мегабайтов.
|
|