Популярные статьи | |
Сейчас на сайте | Гостей: 9
На сайте нет зарегистрированных пользователей
Пользователей: 9,955
новичок: Logyattella
|
|
Пример, связанный с билетами на самолет |
Главным овеществленным понятием, которое нас будет интересо-
вать в путешествиях по воздуху, выступает в данном примере авиа-
билет, подтверждающий перелет из, ну скажем, Атлантии - столицы
архипелага Атлантис - в Париж. Если посмотреть внимательно, можно
заметить, что авиабилет состоит из купонов (отрывных талонов),
каждый из которых соответствует перелету между двумя аэропортами.
Выглядеть такой билет будет следующим образом:
Рисунок 2-1
Авиабилет
-------------------------------------------------------------¬
¦ ------------------------------------------------------¬¦
¦ --+---------------------------------------------------¬ ¦¦
¦ ¦ Авиалиния: Исходный пункт/Место назначения: ¦ ¦¦
¦ -+----------------------------------------------------¬¦ ¦¦
¦ ¦ Авиалиния: Исходный пункт/Место назначения: ¦¦ ¦¦
¦ ¦ Пассажир: Дата выписки: ¦¦ ¦¦
¦ ¦ -------T--------T-----T----T-----T------T-----+¦ ¦¦
¦ ¦ ¦Транс-¦ Номер ¦Класс¦Дата¦Время¦Статус¦Ком- ¦¦ ¦¦
¦ ¦ ¦агент-¦маршрута¦ ¦ ¦ ¦ ¦мен- ¦¦ ¦¦
¦ ¦ ¦ство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тари覦 ¦¦
¦ -+-------+------+--------+-----+----+-----+------+----¬¦¦ ¦¦
¦ ¦ Пассажирский билет и багажный чек ¦¦¦ ¦¦
¦ ¦ ¦¦¦ ¦¦
¦ ¦ ¦¦+--¦
¦ ¦ ¦+- ¦
¦ ¦ +- ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------------------------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ L------------------------------------------------------ ¦
L-------------------------------------------------------------
Билет состоит из двух купонов - один для перелета из Атлантии
в Лондон, другой для перелета из Лондона в Париж. Третий лист со-
держит описание всего маршрута путешествия.
Рисунок 2-2
Купон к авиабилету
-------------------------------------------------------------¬
¦ ------------------------------------------------------¬¦
¦ --+---------------------------------------------------¬ ¦¦
¦ --+----------------------------------------------------¬¦ ¦¦
¦ ¦ Авиалиния: Исходный пункт/Место назначения: ¦¦ ¦¦
¦ ¦ Atlantis Island Flights Atlantia ¦¦ ¦¦
¦ ¦ Пассажир: R.JONES Дата выписки: 3 мая 89 ¦¦ ¦¦
¦ ¦ -------T--------T-----T----T-----T------T-----+¦ ¦¦
¦ ¦ ¦Транс-¦ Номер ¦Класс¦Дата¦Время¦Статус¦Ком- ¦¦ ¦¦
¦ ¦ ¦агент-¦маршрута¦ ¦ ¦ ¦ ¦мен- ¦¦ ¦¦
¦ ¦ ¦ство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тари覦 ¦¦
¦ +--------+------+--------+-----+----+-----+------+-----+¦ ¦¦
¦ ¦Из ¦ ¦ ¦ ¦5/06¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦
¦ ¦Атлантии¦ AIF ¦ 213 ¦ N ¦1989¦08:00¦ OK ¦ ¦¦ ¦¦
¦ +--------+------+--------+-----+----+-----+------+-----+¦ ¦¦
¦ ¦В ¦ ¦ ¦ ¦6/06¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦¦
¦ ¦Лондон ¦ BA ¦ 424 ¦ N ¦1989¦21:30¦ OK ¦ ¦¦ ¦¦
¦ +--------+------+--------+-----+----+-----+------+-----+¦ ¦¦
¦ ¦В ¦ ¦¦ ¦¦
¦ ¦Париж ¦ ¦¦ ¦¦
¦ +--------- ¦+--¦
¦ ¦ +- ¦
¦ ¦ Стоимость проезда: US$ 845 ¦ ¦
¦ L------------------------------------------------------- ¦
L-------------------------------------------------------------
Начнем рассмотрение информационной области с выполняющего по-
лет самолета.
Каждый самолет, как правило, за день выполняет несколько рей-
сов, однозначно определяемых датой и временем вылета, номером
рейса и аэропортом отправления. Из номера рейса можно почерпнуть
два указания: на авиакомпанию, обслуживающую полет (так "AIF" со-
ответствует авиакомпании "Atlantis Island Flights"), и на марш-
рут, по которому выполняется полет. Отсюда нас будет интересо-
вать, какими самолетами выполняются полеты, сколько продано
билетов, какие рейсы получили подтверждение и какие места выделе-
ны для пассажиров.
Рисунок 2-3
Модель взаимосвязей для сущности "Билет"
-------------------------------------------------------------¬
¦ -------------------¬ -------------------¬ ¦
¦ ¦ КУПОН ¦входит в ¦ БИЛЕТ ¦ ¦
¦ ¦ * класс ¦Ё>----------------+ * дата выписки ¦ ¦
¦ ¦ * статус ¦ состоит ¦ * стоимость ¦ ¦
¦ L------------------- из L------------------- ¦
¦ ¦
¦ Каждый КУПОН должен входить в один и только один БИЛЕТ и ¦
¦ каждый БИЛЕТ должен состоять из одного или более КУПОНОВ ¦
L-------------------------------------------------------------
Ядром такой системы выступает купон. Он означает примерно то
же, что и наименьший общий делитель в математике, и ему присущи
такие информационные характеристики, как класс и статус. Купон
может существовать только при наличии (в контексте) авиабилета,
от которого он наследует дату выписки и стоимость.
Каждый из блоков на Рисунке 2-3 заключает в себе сущность, а
линия, соединяющая между собой блоки, соответствует связи между
сущностями. Разветвляющееся окончание такой линии у левого блока
и одинарное окончание у правого говорят о том, что у одного биле-
та может быть много купонов; мы имеем дело со связью типа "многие
к одному". Непрерывная линия говорит о том, что связь обязатель-
ная. Связь может читаться слева направо:
Каждый КУПОН должен входить в один и только один БИЛЕТ
и справа налево:
Каждый БИЛЕТ должен состоять из одного или более КУПОНОВ.
Следует отметить, что выражение "должен" свидетельствует об
обязательном характере связи.
А что можно сказать о рейсе ?
Рисунок 2-4
Связь между сущностями БИЛЕТ и РЕЙС
-------------------------------------------------------------¬
¦ -------------------¬оформляется -------------------¬ ¦
¦ ¦ ¦ на ¦ РЕЙС ¦ ¦
¦ ¦ КУПОН ¦Ё>-------- -- -- -+ * дата вылета ¦ ¦
¦ ¦ ¦ основание ¦ * время вылета ¦ ¦
¦ ¦ * класс ¦ для оформ-L------------------- ¦
¦ ¦ * статус ¦ ления -------------------¬ ¦
¦ ¦ ¦входит в ¦ БИЛЕТ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Ё>----------------+ * дата выписки ¦ ¦
¦ ¦ ¦ состоит ¦ * стоимость ¦ ¦
¦ L------------------- из L------------------- ¦
L-------------------------------------------------------------
Теперь мы можем взглянуть на тот же купон, но уже по отноше-
нию к рейсу. Прочитаем связь между ними слева направо:
Каждый КУПОН должен оформляться для одного и только одного
РЕЙСА
и в обратном направлении:
Каждый РЕЙС может быть основанием для оформления одного и бо-
лее КУПОНОВ.
Заметьте, что рейс может и не быть основанием для оформления
купонов вообще! (Это видно из прерывистого характера соединяющей
эти сущности линии, свидетельствующего о необязательности сущест-
вующей между ними связи.) Причиной такого положения может быть,
например, то, что рейс только что включен в расписание, или то,
что купоны просто не поступали в продажу. В любом случае, связь
между этими сущностями дает нам некоторую полезную информацию.
Теперь мы получили строгую связь между билетом и рейсом - че-
рез купон. Связь эта относится к типу "многие ко многим", что
видно из следующего:
Каждый БИЛЕТ должен состоять из одного или более КУПОНОВ,
каждый из которых оформляется на свой РЕЙС, и наоборот, каж-
дый РЕЙС может быть основанием для оформления одного и более
КУПОНОВ, каждый из которых должен входить в свой БИЛЕТ.
Другая полезная информация приводится внутри самих блоков, в
виде т.н. атрибутов. Эти атрибуты как бы дополняют описание сущ-
ностей и интерпретируются следующим образом:
Каждый БИЛЕТ имеет дату выписки и стоимость.
|
|
Комментарии |
Добавить комментарий |
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
|
Рейтинги |
Рейтинг доступен только для пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.
|
|
Гость |
Вы не зарегистрированны? Нажмите здесь для регистрации.
Забыли пароль? Запросите новый здесь.
|
Мини-чат | Вам необходимо залогиниться.
Нет присланных сообщений.
|
|